ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Принцип Цицерона лежит в основе филателии. Классическим типом филателистической коллекции является хронологическая. Хронологическая коллекция считается полной только в том случае, если в ней представлены все марки и разновидности, поименованные в каталоге, - от первой до последней. Сперва филателисты стремились собрать полную коллекцию почтовых марок всего мира. Потом из этого строгого правила жизнь заставила сделать исключение. Полной стала считаться хронологическая коллекция марок одной страны. Теперь и это очень труднодостижимо - стремительно возрастает количество редких марок. Обычно марку редкой делает время. Первые марки, увидевшие свет более ста лет назад, выпускались сравнительно небольшими тиражами. А сколько их сохранилось до наших дней? К тому же марка, напечатанная на бумаге, не может быть вечной. Годы идут, старые марки дряхлеют, их остается все меньше и меньше, а количество коллекционеров бурно увеличивается. Не боясь погрешить против истины, мы можем смело предсказать: тем, кто сегодня начал собирать хронологическую коллекцию сравнительно молодых советских почтовых марок (им от роду всего пятьдесят лет), придется лишь мечтать о двадцати-тридцати марках довоенных выпусков и примерно стольких же послевоенных. Если еще прибавить каталогизированные разновидности, то количество марок, безусловно недоступных основной массе коллекционеров, увеличится в несколько раз. Теперь все чаще и чаще оказывается, что число коллекционеров, желающих приобрести ту или иную старую марку, значительно превышает число сохранившихся ее экземпляров. «Спору нет - редкую марку трудно достать, - рассуждает упорный сторонник хронологической коллекции, - однако остается надежда на счастливый случай». Конечно, счастливый случай красит жизнь коллекционера. Но мы обязаны обратить внимание начинающего на два серьезных обстоятельства. Первое именуется филателистическим термином «раритет». Это редчайшие, уникальные марки, получить которые не поможет никакой счастливый случай. Они сохранились в считанных экземплярах, и даже точно известно, в каких именно коллекциях. К ним относится, например, советская марка с надпечаткой, посвященная несостоявшемуся перелету С. Леваневского по маршруту Москва - Сан-Франциско через Северный полюс. Выпущенная в 1935 г. мизерным тиражом, она уже давно не столько реальная марка, сколько «мечта филателиста». К сожалению, подобные предупреждения не очень-то смущают начинающего коллекционера. Он считает их преувеличенными. Его гипнотизирует кажущаяся простота создания хронологической коллекции. Он заранее и охотно смиряется с тем, что в его альбоме многие места останутся незаполненными, а вся коллекция - незавершенной. Такая перспектива, говорит он, сама по себе не относится к числу вдохновляющих, но ничего не поделаешь - в данном случае обстоятельства сильнее нас. Втайне надеясь на счастливый случай, он еще не знает о втором обстоятельстве - более существенном. Оказывается, дело не только в труднодоступности коллекционного материала. Дело в принципе комплектования хронологической коллекции. Классическая филателия уделяет главное внимание изучению марки и условий ее почтового обращения. Для нее важно, как изображено (способ печати, цвет), на чем изображено (сорт бумаги, водяной знак), каковы чисто внешние отличия марки (беззубцовая или с зубцами, характер и тип перфорации, качество клея на обратной стороне и пр.), когда выпущена марка и сколько находилась в обращении, соответствие марки почтовым тарифам своего времени и многое другое. На заре филателии такой подход к изучению коллекционного материала был единственно возможным - марки классического периода не отличались разнообразием, изображенный на них герб государства или портрет очередного короля не представлял особого интереса. Менялись короли - менялись портреты, - только и всего. Выработав с годами определенную методологию оценки почтовой марки, коллекционеры классической школы превратились теперь в ревностных хранителей традиций филателии, стали основоположниками ее теории, исследователями истории почтовой марки и истории почты. Все же частенько, наперекор предстоящим трудностям, начинающий коллекционер принимает решение: буду собирать хронологическую коллекцию. Тем более, что на первых порах поставленная цель кажется ему вполне достижимой. В огромном количестве коллекционного материала, которым располагает современная филателия, встречается не так уж мало старых гашеных марок. Материал вполне доступен по цене и, что называется, сам плывет в руки. На чистых листах его альбома появляются первые марки. Накопление коллекции идет довольно быстро и не вызывает особых хлопот. Филателист познает первые радости, марки в безмолвной беседе раскрывают ему свои первые тайны. Постепенно он начинает на практике постигать законы хронологической коллекции. Наступает срок, когда коллекционер на горьком опыте убеждается, что океан марок безбрежен, а сто, даже двести-триста знаков почтовой оплаты каждой из сотни стран земного шара - еще не коллекция. К тому же более близкое знакомство с самими марками, а не только с изображениями, напечатанными в иностранном каталоге, раскрывают его полную беспомощность не только в постижении особенностей, но в элементарном определении национальной принадлежности очень многих марок. А закон хронологической коллекции неумолимо требует тщательного и полного подбора не только основных марок по выпускам, но и их разновидностей, требует изучения марок. Без этого простое собирательство лишается смысла, попросту становится неинтересным. Бесспорно одно: начинать с хронологической коллекции не следует. Работа над ней требует филателистических знаний. И немалых. Это все равно, что поступать в университет, не пройдя курса средней школы. Хронологическая коллекция - высшая школа филателии, тот рубеж, где заканчивается любительство и начинается наука. |
Читайте: |
---|