ОБОРОТНАЯ СТОРОНА И КРАЯ МАРКИ |
Литература - Что нужно знать филателисту |
Почтовые марки печатаются листами. Количество марок на листе может быть разное - от 20 до 200 штук. В типографии листы отпечатанных марок подвергаются дополнительной обработке: они перфорируются и обрезаются, на их оборотную сторону наносится клеевой слой. Оборотная сторона марки покрывается клеем (гуммируется) почти во всех странах. Исключение до последнего времени составляли Корейская Народно-Демократическая Республика и Демократическая Республика Вьетнам, выпускающие почтовые марки без клея. В Китайской Народной Республике гуммирование оборотной стороны марки было введено в 1959 г. Смотря по тому, как обработаны их края, марки подразделяются на беззубцовые, с проколом или просечкой и перфорированные (с зубцами). Нам уже приходилось вскользь упоминать, что первые марки были беззубцовыми. Каждая из них отделялась от листа при помощи ножниц. Это создавало серьезные неудобства для работников почты. Дополнительная обработка краев марки способом перфорации, прокола или просечки позволила преодолеть возникшие трудности, Однако беззубцовые марки до сих пор встречаются почти во всех странах. Существует несколько причин необычайной живучести беззубцовых марок. Первая из них - производственные трудности. Возьмем советские марки первых выпусков (по каталогу №№ 1 - 18, 25 - 40, 55 - 65 и т. д.). Почти все они беззубцовые потому, что перфорировать листы в то время было нечем: старые перфорационные машины вышли из строя, а производить новые не позволяла слаборазвитая полиграфическая промышленность Советской страны. Вторая причина - экстренность выпуска, когда на дополнительную обработку краев марок не остается времени. Классический пример - траурный выпуск советских почтовых марок, посвященных памяти В.И. Ленина. Часть тиража этого выпуска - без зубцов (по каталогу №№ 126 - 129). Это как раз те марки, которые появились на почте 27 января 1924 г. - в день и час похорон Владимира Ильича. Третья причина - особого рода. Нам кажется, что она порождена, скорее всего, потребностями филателии. Почтовые марки без зубцов выглядят необычно, они разнообразят и оживляют коллекцию. В Венгрии, например, почти каждая художественная серия имеет беззубцовый вариант. Зато Германская Демократическая Республика совершенно не выпускает беззубцовых марок. (По крайней мере-до сих пор!) Преимущественно среди старых почтовых марок (у на с - среди земских) встречаются экземпляры с проколом или просечкой. До применения перфорационных машин края марки или просто прокалывались рядами игл (прокол), или обрабатывались при помощи специального колесика с заостренными фигурными краями (просечка). Прокатываясь под значительным давлением по листу, такое колесико оставляло на краях марки характерный след в виде прерывистых надрезов. В зависимости от конфигурации применявшегося колесика просечка бывает дугообразной (дугой кверху или книзу), змеевидной, углообразной, крестообразной, пиловидной и линейной. Когда писалась эта книжка, казалось, что способ просечки безнадежно устарел. (Он не .применялся около полувека - с тех пор, как была изобретена перфорация.) В конце 1967 г. почтовое ведомство ООН выпустило блок... с просечкой! На нем изображен новый витраж работы художника М. Шагала. Автор разделил блок просечкой на шесть частей. Просечка проходит по линиям, изображающим переплеты рамы, которая разбивает витраж на 40 квадратов. Просечка позволяет легко отделить любую часть блока и использовать ее как почтовую марку. В наши дни почтовые марки, выпускаемые во всех странах мира, обрабатываются способом перфорации - сквозной просечки небольших отверстий с удалением вещества (бумаги). Именно перфорация придает краям марки характерные очертания - зубцовку. Зубцовку марок различают по форме, размеру и типу. В нашей стране принята одна форма зубцовки - круглая. На листах просекаются круглые отверстия, создающие по всем четырем краям марки ровные полукруглые зубцы. Иностранные марки встречаются не только с круглой, но и с овальной формой зубцов. Размеры зубцовки определяются по тому, сколько зубцов приходится на два сантиметра марочного края. Обычно количество зубцов на этом расстоянии колеблется от 7 (крупная зубцовка) до 16 1/2 (мелкая зубцовка). У филателистов принято начинать определение размеров зубцовки с верхнего края марки и продолжать по ходу часовой стрелки. Если условное количество зубцов окажется одинаковым на всех краях марки - зубцовка называется обычной и обозначается одним измерением (например, зубцовка 12). Если верхний и нижний края марки будут иметь одну зубцовку (например, 12), а правый и левый - другую (например, 12 1/2), зубцовка называется комбинированной и обозначается двумя измерениями (в нашем примере-зубцовка 12:12 1/2). Причем, во всех случаях первая цифра обозначает зубцы горизонтальных (верхнего и нижнего) краев марки, а вторая - зубцы ее вертикальных (правого и левого) краев. И, наконец, если три края марки имеют одинаковую зубцовку (например, 12), а четвертый - отличную от них (например, 11), зубцовка называется сложнокомбинированной и обозначается всеми четырьмя измерениями (в нашем примере-12:12:12:11), опять-таки следуя правилу часовой стрелки». Кстати, комбинированная зубцовка встречается очень редко. Типы зубцовки определяются способом перфорации, а способ зависит от расположения шпилек в перфорирующем аппарате машины. Шпильки пробивают отверстия в марочном листе, создают «зубцы» на краях марок. Наиболее совершенный способ перфорации производится при помощи аппаратов рамочного типа. Они позволяют перфорировать сразу весь лист целиком. Результат - идеально ровные зубцы на всех краях и на всех четырех углах марки. Такой способ создает рамочный тип зубцовки. Полуавтоматы, снабженные аппаратами П-образного типа, перфорируют одновременно только один ряд марок на листе, охватывая каждую марку с трех сторон. След такой перфорации похож на гребенку, откуда и пошло название зубцовки - гребенчатая. Перфорируя лист ряд за рядом, аппарат оставляет характерный след на его правом и левом краях - по одному дополнительному отверстию. Если же перфорирующий аппарат окажется шире марочного листа, то одно из его боковых полей окажется перфорированным до среза. Бывают перфорационные аппараты, шпильки у которых расположены в одну линию. Они удобны тем, что ими можно перфорировать марки любых размеров и любой формы (прямоугольные, квадратные, ромбические и треугольные). На станке, снабженном таким аппаратом, марки перфорируются ряд за рядом - сначала в продольном направлении, потом в поперечном. Этот способ порождает линейную зубцовку. Его отличительным признаком являются перфорированные до среза все поля марочного листа. При пересечении линий перфорации просекаемые отверстия, как правило, не совпадают. Отсюда - отличительный признак линейной зубцовки - неправильная форма угловых зубцов марки. ...Читатель снова недоволен: - Зачем мне вся эта технология? Я же не собираюсь поступать - на работу в типографию. - Зато вы собираетесь стать филателистом, - ответим мы. - А человеку, полюбившему марку, все о марочной зубцовке надо знать назубок. Многие, очень многие совершенно одинаковые по рисунку, цвету и номиналу марки отличаются друг от друга только зубцовкой. Возьмем ранний пример - все тот же первый стандартный выпуск 1924 - 1925 гг. Заглянем в каталог. Оказывается, выпуск известен в двух вариантах: марки №№ 172 - 191 - с зубцовкой 14:14 1/2; №№ 172А - 191А - с зубцовкой 12. Обратимся к маркам более поздних выпусков. Одиннадцатый стандартный выпуск, 1961 г. Марка № 2616 известна с двумя типами зубцовки: гребенчатой 12 1/2:12 и линейной 12 1/2. «Скучная технология» поможет всем различить эти марки. В некоторых странах (США, Канада, Швеция) применяют оригинальный способ изготовления почтовых марок. Они печатаются не на листах, а на бумажной ленте и рассылаются почтовым отделениям в рулончиках, как трамвайные билеты. Лента перфорируется только в одном направлении, и марки, в зависимости от того как они расположены на ленте, имеют зубцы только на двух краях: или на правом и левом, или на верхнем и нижнем. Два других края остаются беззубцовыми. В США и Канаде этим способом изготовляются стандартные, а в Швеции-также и коммеморативные почтовые марки. Это, пожалуй, все, что следовало рассказать о том, как делается почтовая марка. Разумеется, мы стремились дать лишь общее понятие о способах печати и обработки марки, а не объяснить их с исчерпывающей полнотой. Более подробные сведения коллекционеры могут почерпнуть в книге «100 лет русской почтовой марки» (Связьиздат, 1958) и в специальной литературе по технологии полиграфического производства. |
Читайте: |
---|